ИИРА

ИИРА

Институт Исследования Российской Агрессии

Международная ассоциация «Институт национальной политики» поздравляет граждан Украины с проведением очередных свободных и успешных президентских выборов. Прошедшие выборы внесли существенный вклад в формирование, развитие и укрепление политической системы Украины.

Мы поздравляем Владимира Зеленского с избранием на пост президента Украины, получившего в непростых условиях политической конкуренции абсолютную поддержку большинства избирателей.

13 апреля 2019 года в интервью Юрию Шулипе, беларуский эксперт по теме Будапештского меморандума, соавтор Совместной Декларации по цифровой экономике стран ЕС и Восточного партнерства Игорь Ледник, рассказал как применение Будапештского меморандума и выполнение Украиной своих обязательств по Совместной Декларации приведет к прекращению российской агрессии против Украины, деоккупации захваченных территорий, институциональным реформам и росту украинской экономики.  Киев, 13.04.2019.

Переключайтесь между темами. Основные моменты интервью:


3:40. Почему только Будапештский меморандум о гарантиях безопасности Украины является основным документом в определении переговорного формата.
6:34. «Минские соглашения» и Будапештский меморандум несовместимы.
8:18. «Минские соглашения» вывели автоматом Крым за скобки.
9:50. Беларусь с Казахстаном получили такие же гарантии безопасности благодаря Украине.
11:50. О создании Кремлем «союзного государства» Беларуси и России (проект Путин-2024).
13:20. Беларусы никогда не смирятся с аннексией Крыма.
14:30. Россия несет большие расходы по милитаризации Беларуси.
16:40. С 11 июня 2015 года подготовлены все условия для перехода Украины в переговорах к Будапештскому меморандуму.
18:30. Игорь Ледник — автор Совместной Декларации по цифровой экономике стран ЕС и Восточного партнерства.
22:00. Нарушение прав и свобод человека, является основным источником напряженности в Европе.
23:28. Что мешает Украине перейти к Будапештскому меморандуму для начала восстановления территориальной целостности?
30:00. О взаимосвязанности Украины и Беларуси по Будапештскому меморандуму.
34:10. Нормандский формат ни к чему не приведет.
34:48. Порошенко причастен к тому, что Россия подчинила своим интересам реализацию прав, присущих суверенитету Украины.
35:50. «Минские соглашения» — это план Порошенко-Путина.
39:30. Как вернуться к Будапештскому меморандуму.
40:58. Восстановление территориальной целостности Украины, как итог восстановления режимов безопасности и нераспространения ядерного оружия.
45:30. Взаимодействие с Военным кабинетом Юлии Тимошенко.
46:44. Пожелания команде Владимира Зеленского.
49:30. Украина должна стать инициатором восстановления режимов безопасности и ядерного нераспространения.

by Юрий Шулипа. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки - дизлайки, распространяйте мои видео.


#выборы #выборыпрезидента #выборы2019 #ПетрПорошенко #ВладимирЗеленский #выборыУкраины

 

04 березня 2019 року, заступник директора Інституту дослідження російської агресії, відповідальний секретар Міжнародного комітету ― За Будапештський меморандум, Ігор Леднiк звернувся з офіційним зверненням до ЦВК про скасування реєстрації кандидата в президенти України чинного глави держави Петра Порошенка.

Підставою для звернення стали тези Петра Порошенка про безальтернативність так званих мінських домовленостей і нездатності чинного глави держави забезпечити консультації з країнами-гарантами США і Великої Британії перед Україною, так як це має бути по міжнародному праву, а саме повернутися до будапештського меморандуму.

 

Автор  Юрий Шулипа - Директор Международной ассоциации "Институт национальной политики",

 "Институт исследования российской агрессии" 

В понедельник, эта новость сделала мой день!

Басманный суд Москвы арестовал руководителей крупнейшей инвестиционной компании Бэринг Восток, граждан США и Франции, Майкла Калви и Филипп Дельпаля, - России, Ивана Зюзина, Вагана Абгаряна, Алексея Кордичева и Максима Владимирова. Всем арестованным грозит наказание до 10 лет лишения свободы по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере. 

 

Юрий Шулипа, 

Директор,

Института исследования российской агрессии, 

Международной ассоциации "Институт национальной политики",

 

07 февраля 2019 года войдет в новейшую историю как день конституционного закрепления внешнеполитического курса Украины на вступление в НАТО и в  Европейский союз.

«За» проголосовали 334 депутата — это конституционное большинство депутатов Верховной Рады. А это лишь свидетельствует о том, что в украинском обществе по данному вопросу достигнут почти полный консенсус. 

Отныне Евроатлантический и европейский курс Украины является необратимым.

Эти изменения в  Конституцию Украины, — четкий сигнал для всех западных партнеров о том, что украинский народ избрал для себя цивилизационный европейский и  евроатлантический путь развития, — на основании которого западные партнеры должны оказать поддержку Украине по вступлению НАТО и в Евросоюз.

От того, как быстро Украина станет членом НАТО и  Евросоюза, зависит в первую очередь от украинской власти и в определенной степени от  украинского общества.

Украина чётко, последовательно, раз и навсегда определилась со своим историческим выбором: ее выбор — цивилизованная Атлантика и Европа. 

После победы Евромайдана, безвиза, получения Томоса об автокефалии Украина в отношениях с Россией прошла очередную точку невозврата.

Украина больше никогда и  ни при каких-либо обстоятельствах не будет российской колонией.

Любое лицо, занявшее пост президента, обязано исполнять Конституцию, а следовательно, обеспечивать конституционные гарантии внешнеполитического курса Украины на приобретение членства в НАТО и в ЕС.

Через несколько лет, под зонтиками Организации Североатлантического договора и Европейского Союза, Украине будет проще противостоять российской агрессии.  Для России, которая движется в никуда, Украина окончательно потеряна, навсегда.

 

2 февраля 2019 года Президент В.В.Путин прочел с выражением по бумажке заранее заготовленную его Генштабом самую важную по ее последствиям фразу своего затянувшегося президентства:

«Исходим из того, что Россия не будет размещать, если такое оружие появится, ни в Европе, ни в других регионах мира оружие средней и меньшей дальности до тех пор, пока в соответствующих регионах мира не появится подобное оружие американского производства»

Перевожу лукавую фразу Путина на общедоступный язык –

Мы будем размещать новые ракеты средней и меньшей дальности в азиатской части РФ и направлены они будут против КНР.

Ну и дополнительный легкий кивок в сторону европейцев – не беспокойтесь, это не про вас.

Відповідно до пункту 15 частини другої статті 25, частини першої статті 68, частин другої, третьої статті 69 Закону України "Про вибори Президента України", керуючись статтями 11 – 13, пунктом 17 статті 18 Закону України "Про Центральну виборчу комісію", Центральна виборча комісія постановила надати дозвіл мати офіційних спостерігачів під час чергових виборів Президента України 31 березня 2019 року ГРОМАДСЬКІЙ ОРГАНІЗАЦІЇ "ІНСТИТУТ ДОСЛІДЖЕННЯ РОСІЙСЬКОЇ АГРЕСІЇ".

Про це Центральна Виборча Комісія прийняла 1 лютого 2019 року постанову № 177.

Завдання Інституту дослідження російської агресії полягають у виявленні і дослідженні ворожого російського втручання в українські вибори.

 

01.02.2019. 

Прес-служба Інституту дослідження російської агресії


Различные официальные и неофициальные лица России активно интересуются грядущими украинскими выборами. Коллективной милитаристской пропаганде до сих не дает покоя отказ МИД Украины в допуске российских наблюдателей за ходом украинских выборов.

Почему так происходит? Этот вопрос российское руководство, прежде всего, должно задать само себе.

Андрей Пионтковский: Война за интерпретацию магнитогорской трагедии продолжается

Демонстративное убийство 27 февраля 2015 года у стен Кремля лидера оппозиции Бориса Немцова стало веховым событием в истории позднего путинизма.

Высшие руководители правящей ОПГ самим выбором места расправы с их непримиримым оппонентом откровенно признавались в своем преступлении. "Мы и убили-с, можем повторить", — без стеснения заявляли они ошеломленным согражданам.

Но этим не исчерпывалось значение 27 февраля. С первых же дней официального "расследования" стал очевиден конфликт внутри правящей верхушки, включая ее силовые элементы. Впервые Путину был брошен вызов внутри самой системы власти.

Российские силовики (прежде всего ФСБ) использовали организованное ими же убийство Бориса Немцова в качестве триггера для развертывания фронтальной атаки на путинский проект "Кадыров", который вызывал их резкое неприятие с самого начала. Они так и не смогли смириться с потерей Чечни как зоны своей неограниченной и бесконтрольной власти над жизнью и смертью любого ее обитателя. Быстро арестовав нескольких кадыровцев, причастных к преступлению, следователи дерзко обозначили свой интерес к непосредственному окружению Кадырова — Геремееву и Делимханову. И даже предприняли экспедицию в Чечню, в ходе которой пристрелили при попытке задержания одного из подозреваемых. Основной целью скоординированной атаки силовиков была максимальная дискредитация в публичном поле Кадырова, а через него и патронирующего его Путина, если тот откажется его сдать.

Но Путин не мог сдать Кадырова. Закрытие под давлением силовиков проекта "Кадыров" стало бы официальным признанием поражения России во второй чеченской войне и объявлением третьей. Это возвращение в 1999 год в гораздо худшей исходной позиции и, кроме того, полная политическая делегитимизация Путина как "спасителя отечества в 99-м". Путину удалось остановить атаку силовиков на Кадырова ценой правового абсурда. Организатором и заказчиком убийства был назван скрывшийся от следствия водитель Геремеева. Но силовики не отказались от своих планов.

Ничего не забыл и, видимо, никого не простил и Путин. Его реакцией на "бунт" стала масштабная реструктуризация силовых структур и создание, по существу, своей личной гвардии во главе с верным ему Золотовым (350 000 бойцов).

Прошло почти четыре года. Похоже, что 31 декабря 2018 года суждено стать еще одной важной датой в истории путинской Дзюдохерии. Вот уже почти месяц мы наблюдаем в ходе расследования серии взрывов в Магнитогорске упорное противостояние тех же властных институтов, что и в 2015 году, — Путина и ФСБ.

Официальные структуры, подконтрольные Путину, включая СК и федеральные каналы ТВ, уверяют нас, что 31 декабря произошел взрыв бытового газа. ФСБ все более настойчиво сливает по своим каналам (специально созданный ресурс "База" и др.) информацию о готовившейся исламистским подпольем Магнитогорска серии терактов, наиболее опасные из которых чекистам удалось героически предотвратить. Сейчас уже даже не столь важно, что там было на самом деле (ниже я выскажу свою точку зрения). Важен политический смысл этой войны версий.

Путинский миф, как известно, был изначально создан кремлевскими мерзавцами после серии взрывов домов осенью 1999 года, приписанных исламским террористам.

После этого каждый последующий масштабный теракт в России становился для вылупившегося из телевизионной пробирки Крошки Цахеса новой инъекцией политического ботокса. Укреплялся в народном сознании миф об Отце нации, расширялись властные полномочия носителя мифа, усиливались репрессии против всех усомнившихся.

Теракты и их правильное пропагандистское освещение много лет служили благому делу формирования заданных штампов массового сознания.

Так было вплоть до катастрофы пассажирского самолета А321 над Синайским полуостровом 31 октября 2015 года. Неожиданно все пропагандистские усилия Кремля с первого дня были направлены на поддержание версии технической неисправности, а не теракта. Только международный характер расследования вынудил Кремль глухо согласиться в конце концов с очевидным — это был теракт.

Чем же стали неугодны для российской пропагандистской машины, так верно служившие ей полтора десятилетия теракты исламистов? Почему путинские мордоделы стали от них шарахаться?

А всё потому, что в сентябре 2015 года путинская концепция борьбы с исламистскими радикалами резко изменилась. Отныне он решил бороться с ними не в отечественных сортирах, а на дальних рубежах нашей Родины, задолго до того, как они смогут нанести удары по российской территории или по российским самолетам.

Более того, этот лживый мем о "дальних рубежах" стал официальным обоснованием сирийской военной авантюры, преследовавшей совсем иные цели. Подробнее см. "Корабль дураков". Здесь же ограничусь одной цитатой из этого текста:

Мы должны убивать их на дальних рубежах, чтобы они не пришли к нам. Высшие чины государства, заученно повторяющие эту мантру, либо сознательно лгут, либо пытаются обмануть самих себя. Мы влезли в самое пекло средневековой религиозной войны. Наш православно-шиитский Крестовый поход не уменьшит число суннитских радикалов. Наоборот, их число резко возрастет и в Сирии, и в Ираке, и во всем мире. В том числе и на территории России. Джихад — это сетевая структура, идеологический бренд. Потенциальным террористам не надо ползти к нам через Кавказ и Среднюю Азию. Они уже давно среди нас, и число их растет.

Они уже давно среди нас в Магнитогорске, и число их растет. Такая новость не только не вписывается сегодня в картину мира путинской пропаганды. Наоборот, она ее обрушивает, дискредитируя и так уже потерявшего свою мифологическую самость бывшего альфа-самца. Поэтому все сохранившие ему лояльность институты и персонажи будут упорно отстаивать версию утечки газа.

Но ФСБ даже еще более решительно, чем три года назад, продолжает проводить свою самостоятельную линию, ангажируя новые и все более близкие к мейнстриму СМИ.

ФСБ не беспокоит репутация путинской "борьбы с терроризмом на дальних рубежах". Напротив, эта концепция с самого начала вызывала у них неприятие, такое же, как и путинский проект "Кадыров". Кадыровский офшор отнял у чекистов власть и огромные деньги в Чечне. А смещение приоритетов в сторону "борьбы на дальних рубежах" сокращало те властные, финансовые, политические ресурсы, которые ФСБ как ведомство оседлало в ходе своей увлекательной двадцатилетней борьбы с терроризмом на территории всей России.

Я обещал высказать свою версию трагических событий в Магнитогорске. Она очень проста, и даже буднична.

В Магнитогорске произошло то же самое, что все эти двадцать лет происходило в ходе резонансных терактов.

Взрывы домов, приведшие Путина к власти. Взрыв дома в Волгодонске был за два дня до трагедии официально анонсирован спикером Думы. Кто на самом деле были серийными убийцами, заказавшими эти взрывы, стало предельно ясно после их провала в Рязани, где рядовые исполнители (офицеры центрального аппарата ФСБ) были схвачены за руку.

"Норд-ост". Оставшийся в живых террорист Теркибаев, завербованный агент спецслужб, выйдя из здания невредимым и свободным, успел затем дать сенсационное интервью "Новой газете" и только после этого был ликвидирован. А один из организаторов теракта Эльмурзаев руководил службой безопасности крышуемого спецслужбами Прима-банка, на инкассаторских машинах которого передвигались по Москве террористы.

Беслан. Среди бесланских террористов было несколько человек, включая одного из их главарей Ходова, выпущенных из тюрем и изоляторов незадолго до нападения на школу. Лица, задержанные российскими спецслужбами как подозреваемые террористы, могут оказаться живыми на свободе только в одном качестве: в роли завербованных агентов этих спецслужб.

Волгоград. Октябрь 2014-го. Один из таких агентов Дмитрий Соколов, гражданский муж шахидки Зияловой, находился в центре волгоградской легенды силовиков. Наши славные органы ежедневно сообщали нам, что кольцо преследования вокруг неуловимого главного подрывника махачкалинской диверсионно-террористической группировки неумолимо сжимается и вот-вот он будет схвачен. Только зачем это кольцо такими героическими усилиями им пришлось сжимать, если сами же они его и разжали? Он был уже в их чистых руках. Они сами об этом рассказали, выложив в интернет его фотографии в фас и профиль при задержании. Как признался в эфире программы "Неделя" заслуженный волгоградский чекист Сергей Воронцов: "Да, он был задержан, мы его контролировали, но не могли же мы уследить за каждым его шагом". В конце концов, уже после взрыва автобуса он снова был арестован (в который раз!). Затем как мешок был заброшен вместе с четырьмя неизвестными в какой-то дом на окраине города, в котором им всем, согласно легенде, суждено было умереть в прямом эфире федеральных телеканалов "в процессе задержания".

Санкт-Петербург. 2017-й. После взрыва в питерском метро мы снова услышали от "источника из спецслужб" ту же до боли знакомую волгоградскую легенду — да, мы вели с террористами оперативную игру, но они вышли из-под нашего контроля. И транслировалась она не на каком-нибудь маргинальном сайте, а на страницах системного прокремлевского "Коммерсанта".

Так десятилетиями складывался классический фирменный стиль ФСБ в ее "борьбе с исламистским терроризмом". Отработан до автоматизма был один и тот же шаблон. Каждый мегатеракт — это взрыв адской смеси реальных исламских фанатиков, провокаторов-агентов и руководителей регионального и центрального уровня ФСБ, ведущих с ними "оперативную игру". Когда и где эта игра выходит из-под контроля или как бы выходит из-под контроля, зависит от конкретных политических установок или ведомственных интересов.

Примерно так же всё, видимо, происходило и в Магнитогорске. А почему там должно было происходить как-то иначе? Как в любом крупном уральском городе с достаточным числом мигрантов из Средней Азии, в Магнитогорске имелись подпольные исламистские ячейки, заметно пополнившиеся за последние три года. Местные чекисты вели с ними какие-то "оперативные игры"...

Необычным было только стремительное появление на месте трагедии Путина, прилетевшего поскорбеть с сотрудниками ФСО. Может, и с ним тоже велась какая-то оперативная игра?

Так или иначе, война за интерпретацию магнитогорской трагедии продолжается. Думаю, что ФСБ одержит в ней победу и причиной взрыва будет назван теракт. ФСБ ведет себя в информационном поле гораздо более напористо, чем три года назад. В Особом отделе уже знают, что у Крошки Цахеса пропали три магических волоска. К сожалению, в России так и не нашлось Героя, который бы их публично вырвал. Их просто съела плесень Времени.

Этнологи полагают, что от потери вождём арийского племени сакральности до массовых протестных выступлений должно пройти около года, поэтому до поздней осени серьезные волнения низов племени не ожидаются.

Но кто вам сказал, что верхи — этот вооруженный до зубов коллективный долларовый триллионер — будут целый год пассивно дожидаться своей участи?

Они будут играть на опережение, пытаясь слепить к осени новый постпутинский миф. Чтобы перехватить повестку дня протеста, этот миф должен наряду с чем-то державненьким включать в качестве совершенно обязательного своего элемента и некий симулякр социальной справедливости.

Никакой социальной справедливости предложить выпотрошенной ими стране клептократы не способны. Но они могут польстить массам: превентивно "возглавить" социальный протест и назначить несколько сотен своих коллег-подельников (возможно, включая и первое лицо) "олигархами, ограбившими народ". Сакральная жертва продлит агонию зомби-режима еще на несколько лет.

Актуальнейшей проблемой верхушечного Транзита-2019 станет формирование гораздо более солидного корпуса новых улюкаевых, белыхов, шестунов...

 

 

Автор - Юрий Шулипа, директор международной ассоциации «Институт национальной политики»,

директор института исследования российской агрессии


Какие шаги Украина вправе и должна сделать для нейтрализации российской агрессии и деоккупации Крыма, Донбасса и Азовского моря

В предыдущей публикации ("Будапештский формат: два шага к деэскалации российской агрессии") я подробно рассмотрел первые два шага, основанные на подписании в рамках имплементации Будапештского меморандума международных договоров о предоставлении Украине статуса основного союзника вне НАТО и включения механизма международного посредничества. Вслед за этим будет логично рассмотреть направления дальнейшей стратегии в рамках Будапештского переговорного формата.  

Предмет переговоров

Имплементация норм будапештского меморандума, — ряд комплексных и многосторонних мер, скоординированных дейсствий в военных, дипломатических, информационных, правовых, политических, организационных и экономических сферах со стороны США, Великобритании и других стран-гарантов, с общей задачей возобновить принципы международного права, нарушенные Российской Федерацией, режим нераспространения ядерного оружия, усилить международную безопасность, восстановить территориальную целостность, экономику и политический суверенитет Украины.                      

Консультации в рамках будапештской группы - очень серьезный и стратегически важнейший вопрос. Их необходимо тщательно планировать, исходя из сложившейся напряженной геополитической обстановки, в которой находится Украина. 

Рассмотрим основные условия, которые формируют предмет переговоров в Будапештском формате. 

Один из гарантов территориальной целостности, политического и экономического суверенитета Украины – Российская Федерация:  

совершив вероломное военное нападение на Украину, временно оккупировав ее суверенные территории - АР Крым, часть Донецкой и Луганской областей, - грубо нарушила Будапештский меморандум и отказывается от переговоров в будапештском формате;  

рассматривает остальные стороны Будапештского меморандума, Украину, США и Великобританию в качестве своих экзистенциальных врагов (пп. "А" п. 12 Военной доктрины Российской Федерации, утверждена президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976). 

Существует угроза ликвидации Россией Республики Беларусь как страны и субъекта международного права и дальнейшее использование ее территории в качестве военно-наступательного плацдарма на Украину и страны НАТО.          

Существует угроза нанесения превентивного военного удара воздушно-космическими силами Российской Федерации. Российские пропагандисты агрессии и войны на официальных государственных российских телеканалах неоднократно заявляли о возможном нанесении ударов по территории Украины дистанционным высокоточным оружием, в частности, по резиденции главы государства, призывали бомбить Киевсбросить бомбу на "киевский режим" - и тому подобное.          

Ряд основных угроз для Украины, связанных с временной оккупацией Россией АР Крым, перечислена в пунктах 1 – 7   Резолюции ГА ОНН А/73/L.47 "Проблема милитаризации Автономной Республики Крым и города Севастополь, Украина, а также районов Черного и Азовского морей" от 5 декабря 2018 года.  

Присутствие российских войск в Крыму противоречит национальному суверенитету, политической независимости и территориальной целостности Украины, подрывает безопасность и стабильность соседних стран и европейского региона.   

Нарастающая милитаризация Крыма Российской Федерацией как оккупирующей державы, продолжающаяся дестабилизация обстановки в Крыму вследствие переброски Россией систем вооружений, включая самолеты и ракеты, способные нести ядерное оружие, оружия и боеприпасов, и направления ею военного персонала на территорию Украины.  

Проведение в Крыму многочисленных военных учений российских вооруженных сил может подорвать региональную безопасность и влечет за собой значительные долгосрочные негативные экологические последствия в регионе.  

Продолжающиеся действия Российской Федерации в районах Черного моря, окружающих Крым, и в Азовском море, включая их милитаризацию, создают дополнительные угрозы для Украины и подрывают стабильность более широкого региона.  

Опасное нарастание напряженности и неоправданное применение силы Российской Федерацией против Украины, в том числе против трех судов Военно-морских сил Украины (а именно катеров "Бердянск", "Никополь" и буксира "Яна Капу") 25 ноября 2018 года в Черном море, а также причинение серьезных ранений нескольким членам их экипажей. 

 Препятствование законному осуществлению навигации в Черном и Азовском морях и Керченском проливе, предусмотренной международным правом, в частности положениями Конвенции ОО по морскому праву 1982 года. 

Строительство Российской Федерацией моста через Керченский пролив между Российской Федерацией и временно оккупированным Крымом, которое способствует дальнейшей милитаризации Крыма.

Резолюция также осуждает рост военного присутствия Российской Федерации в районах Черного и Азовского морей, в том числе в Керченском проливе, притеснения Российской Федерацией коммерческих судов и ограничение международного судоходства.  

Стоит отметить, что в преамбуле рассматриваемой Резолюции содержится важное напоминание в адрес руководства стран-гарантов территориальной целостности Украины:  "… временная оккупация Крыма и угроза силой или ее применение против территориальной целостности или политической независимости Украины Российской Федерацией противоречат обязательствам, взятым в соответствии с Меморандумом о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум) от 5 декабря 1994 года, в котором, в частности, было подтверждено обязательство уважать независимость и суверенитет и существующие границы Украины".    

Это еще одно из оснований для немедленного созыва Украиной совещания стран-гарантов для проведения консультаций в рамках исполнения ими взятых на себя обязательств по Будапештскому меморандуму.   

Один из разработчиков геополитической стратегии Путина, председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике РФ, Сергей Караганов сформулировал логику 4-й мировой экзистенциональной войны России против США, стран запада и Украины: "Россия не отступит. Для нашей страны это стало вопросом жизни и смерти".    

Следовательно, с учетом определенной логики развития и закономерностей расширения российской агрессии, в 2019 – 2024 годах агонизирующая Россия будет только наращивать и без того высокий градус непредсказуемости. При этом Россия продолжит уклоняться от соблюдения взятых на себя международных обязательств и неформальных договоренностей.  

Опасность политики безальтернативности Минских договоренностей и Нормандского формата

В публикации "Почему необходимо вернуться к Будапештскому формату" была проанализирована сложившаяся ситуация и установлено, что Минские договоренности и Нормандский формат не вписываются в правовую конструкцию действующих норм международного и украинского права, а также не отвечают фактическому положению дел. Для Украины все эти договоренности дают возможность лишь поддерживать сложившееся статус-кво. Однако такая ситуация не может и не долдна продолжаться неопределенно долгое время.  

Исходя из анализа совокупности экономических и ресурсных показателей российской государственной программы вооружений 2018-2027 годов и агрессивных действий России на международной арене обосновывается вывод о том, что Россия готовится к большой наступательно-оккупационной войне - как минимум с соседними странами.  

Одним из наиболее вероятных поводов очередного военного нападения России на Украину может быть проблема доступности  для оккупированного Крыма днепровской воды из Каховского водохранилища. По прогнозам ряда специалистов, ресурсы питьевой воды в самом Крыму могут истощиться уже к 2020 году. 

Внешнеполитический расчет России основывается на том, что после президентских и парламентских выборов новая украинская власть должна будет договориться с Россией о фактической капитуляции в обмен на прекращение российской войны. Таким образом, в Кремле поставили прекращение военных действий на Донбассе в зависимость от отказа Украины от ее национальных интересов в пользу страны-агрессора.  

Для этого в  Кремле намерены подождать еще пару-тройку месяцев после окончания выборов. По времени поствыборный период совпадает со сроком, когда по прогнозам специалистов  в  Крыму может закончиться питьевая вода.  

Все это может стать причиной нападения России на территорию Херсонской области с целью оккупации зоны вокруг Северо-крымского канала.  

Используя Минские договоренности и Нормандский переговорный формат, Россия стратегически оттягивает время, необходимое для подготовки большой наступательно-оккупационной войны. Западные партнеры Украины - канцлер Германии Ангела Меркель и президенты Франции Франсуа Олланд и Эмманюэль Макрон, - вслед за Минскими договоренностями под давлением Кремля навязали Нормандский формат руководству Украины. При этом для Меркель, Олланда и Макрона участие в Нормандском формате было, по-видимому, лишь формальной демонстрацией образов миротворцев  ради поднятия своих рейтингов в глазах электората, - и это на фоне десятка тысяч погибших в ходе войны граждан Украины.  

Эти игры в миротворцев закончились полным провалом, падением политических рейтингов и эскалацией российской агрессии в Черном и Азовском морях.  

Все эти факторы и опасность сохранения Нормандского формата и Минских соглашений не до конца осознает высшее политическое руководство Украины. Собственно, их до сих пор не осознают даже Меркель и Макрон.  

Отсутствие профессионального подхода, пиар вместо решения проблемы, отсутствие реальных позитивных результатов - все это только разогревает аппетиты агрессора.   

Минские договоренности не привязаны к санкциям

Еще один информационный миф, с которым часто сталкиваются обыватели - что санкции Европейского Союза привязаны к Минским договоренностям. В различных СМИ некоторые зарубежные политики, чиновники, журналисты и даже эксперты утверждают, что санкции в отношении России, ее граждан и юридических лиц продлеваются за нарушения ими минских договоренностей.   

Но как санкции, принимаемые Советом ЕС в форме решений, имеющих юридическую силу, могут быть привязаны к юридически ничтожным Минским договоренностям? Один из старинных принципов римского права гласит: "незаконные действия не могут порождать законные акты".        

Изучение Решений Совета Европейского Союза о наложении санкций на Россию (см. например последнее санкционное Решение (CFSP) 2018/1237 от 12 сентября 2018 "О продлении санкций в отношении России до 15 марта 2019") показывает, что в текстах официальных документов и приложений к ним вообще не содержится упоминаний о Минских договоренностях.   

В решениях Совета ЕС о применении к России ограничительных мер (санкций), установлено, что эти меры применяются "ввиду продолжающегося подрыва или угрозы территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины".  

Общеизвестно, что подрыв территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины начался 20 февраля 2014 года и продолжается по настоящее время.  

Переброска на временно оккупированные территории Донецкой и Луганской областей российских войск и различных незаконных вооруженных формирований, установление марионеточных оккупационных администраций, фактическое, но неофициальное присвоение Россией себе права на эти территории, равнозначного суверенным правам Украины, свидетельствует  "о продолжающемся подрыве или угрозы территориальной целостности, суверенитета и независимости Украины", — о чем и идёт речь в решениях Совета ЕС о наложении на Россию ограничительных мер.       

По своему смыслу санкции Совета ЕС в отношении России привязаны скорее к Будапештскому меморандуму, а не к Минским договоренностям. Это утверждение вытекает из п. 1 Будапештского меморандума, согласно которому  "Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины". 

Допускаю, что ассоциация между санкциями и Минскими договоренностями сложилась в результате внутренней политики политического руководства Украины, которое настаивает на "безальтернативности Минских договоренностей".    

Исходя из анализа Решений Совета ЕС о наложении санкций на Россию, можно сделать вывод о том, что даже если Минские договоренности вдруг внезапно исчезнут, санкции в отношении России останутся без изменений. 

Из текста минских договоренностей следует, что они очерчивают некий "вооруженный конфликт" на территории Донецкой и Луганской областей. Никаких упоминаний о российской агрессии или о нападении России на Украину в них нет. Зато есть пункты об изменениях в Конституцию и в законы Украины. Впрочем, как было сказано выше, анализировать юридически ничтожные акты на предмет их правовых последствий - пустая трата времени.    

Обращение к минским договоренностям на 5-м году российской агрессии свидетельствует об отсутствии у политического руководства Украины осмысленных стратегических планов по деоккупации временно оккупированных территорий и привлечению  государства-агрессора и оккупанта к международной ответственности. Похоже, ставка делается только на сохранение статус-кво.   

Рекомендации

С учетом высокой вероятности военного нападения России на Херсонскую область Украины в конце 2019 или в течение 2020 года, а также продолжения подготовки России к большой войне и высокого градуса непредсказуемости действий агрессора, представляются обоснованными следующие рекомендации.   

  1. Современная и эффективная система ПВО. 

Одновременно с подписанием международных договоров о предоставлении Украине статуса основного союзника вне НАТО и о международном посредничестве, обосновывается необходимость заключения международного многостороннего договора между Украиной, США и Великобританией о создании на территории Украины современной и эффективной системы противовоздушной обороны (далее — ПВО). 

Сейчас Украине как никогда раньше важно защитить свое воздушно-космическое пространство от вероятных авиационных и ракетных ударов со стороны России. Такие удары могут быть совершенно внезапно нанесены со стороны России не только, как угрожают российские пропагандисты войны, по резиденции главы государства, но и по стратегически важным объектам Украины.    

В рамках многостороннего договора о создании системы ПВО необходимо заключить дополнительное соглашение о размещении на территории Украины ракет средней и малой дальности и о предоставлении Украине новейших систем радиоэлектронной борьбы.  

Вопрос размещения ракет средней и малой дальности на территории Украины и европейских стран приобрел наибольшую актуальность на фоне выхода США из ДРСМД.  

  1. Информационное пространство и кибервойска.   

Исходя из того, что фактически Россия ведет 4-ю мировую войну одновременно против США, Великобритании и Украины, а также учитывая ответственность этих стран перед Украиной по Будапештскому меморандуму, Украина, США и Великобритания имеют общие интересы по защите своего информационного пространства от разрушительного влияния России.   

Вмешательство российских спецслужб в президентские выборы в США,  незаконное применение силы российским государством против Великобритании в случае со Скрипалями, создание в Украине системы управляемого криминала, широкое распространение российской антиукраинской, антиамериканской информационной пропаганды, свидетельствует о том, что Россия является общим источником угрозы для Украины, США и Великобритании. Все вышеперечисленные преступления совершаются, в том числе, с помощью различных цифровых устройств.  

Как гаранты территориальной целостности и суверенитета, экономической и политической независимости Украины, США и Великобритания должны предпринять ряд практических мер по оказанию помощи в защите информационного пространства наравне с воздушным пространством, помочь обеспечить надежную кибербезопасность законной деятельности органов власти и военного управления Украины.        

Следовательно, для эффективного противодействия российской угрозе во всех вышеперечисленных сферах, Украина, США и Великобритания могут заключить многосторонние международные договора о взаимодействии в области обеспечения информационной безопасности и кибербезопасности.  

Атака на гуманитарную сферу является одним из основных направлений российской агрессивной внешней политики, и в рамках имплементации Будапештского меморандума необходимо выработать действенные меры для нейтрализации ее негативного влияния на сознание людей.  Необходимо запретить просмотр и продажу на территории  США, Великобритании и Украины российского медиаконтента, содержащего изображения символики террористических организаций Д/ЛНР, георгиевские или колорадские ленты, коммунистическую символику, провоцирование вражды, различные манипуляции и пропагандистские материалы.   

Также Украина, США и Великобритания должны заключить международное соглашение о создании единого санкционного реестра персон нон-грата. В данный реестр должны войти лица, принимавшие участие в боевых действиях на стороне России против Украины. Например, различные российские телевизионные пропагандисты войны с Украиной и Западом, деятели науки и искусства, чиновники, депутаты, сенаторы и все прочие лица, тем или иным образом поддержавшие войну России против Украины.  В реестр должны быть включены российские олигархи и иные влиятельные лица, причастные к проведению российской внешней агрессивной политики против Украины, США и Великобритании.  

  1. Специальные санкции за отказ от участия в консультациях в Будапештском формате.  

Помимо, условных общих санкций, требуется разработать ряд специальных санкций, которые следовало бы накладывать на Россию по факту отказа от участия в консультациях в Будапештском формате.  

Основания для этого закреплены в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 56/83. «Ответственность государств за международно-противоправные деяния»: «Государство вправе в качестве потерпевшего государства призвать к ответственности другое государство, если нарушенное обязательство является обязательством в отношении этого государства» (п. «А» ст. 42).  

  1. Механизмы привлечения России к международной ответственности за совершенные и совершаемые преступления.     

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 56/83 «Ответственность государств за международно-противоправные деяния» дает Украине дополнительные международно-правовые возможности не только для привлечения России к международно-правовой ответственности, но и получения компенсации ущерба, причиненного международными преступлениями.  

В рамках исполнения своих международных обязательств по Будапештскому меморандуму США и Великобритания могут помочь Украине компенсировать ущерб, причиненный в результате российской агрессии за счет России.  

Одним из вариантов привлечения России к международной ответственности за совершенные и совершаемые преступления может состоять в конфискации властями США и Великобритании активов, финансов, имущества, принадлежащих как непосредственно России, так и ее отдельным гражданам - например, олигархам, находящимся под санкциями, - и передачи всех этих ресурсов Украине на восстановление инфраструктуры, разрушенной российской агрессией, усиление боеспособности армии, защиты суверенитета и территориальной целостности.  

Власти США и Великобритании вправе конфисковать, т. е., изъять в безвозмездное пользование,  в пользу Украины активы, финансы и имущество, принадлежащие как отдельным гражданам РФ, приобретённые ими незаконным путем, так и самой России.  

Заключение

Предложенные варианты действий Украины по проведению консультаций в рамках Будапештской группы являются небесспорными и далеко не исчерпывающими. На мой взгляд, это лишь первые шаги, которые Украина вправе и должна сделать для нейтрализации российской агрессии и сдвижения внешнеполитического процесса в сторону деоккупации временно оккупированных Россией суверенных украинских территорий. Украинским внешнеполитическим ведомствам предстоит проделать в этом направлении огромную правовую, информационную и экспертную работу.  

В этом смысле, наша главная задача состоит в последовательном отстаивании международного права и позиций Украины по Будапештскому меморандуму.  

Оригинал

Страница 1 из 4