Игорь Ледник

Игорь Ледник

Заместитель Директора Института исследования российской агрессии 

2 марта в Кишиневе прошла межпарламентская конференция «Грузия, Молдова и Украина: Восточное партнерство и текущие проблемы безопасности». Ее организаторами выступили парламенты трех стран в партнерстве с Атлантическим советом (Atlantic Cоuncil) – американским неправительственным аналитическим центром в сфере международных отношений. На конференции главы парламентов Украины, Молдовы и Грузии подписали резолюцию о совместном противодействии российской агрессии.

Символично, что день проведения форума совпал с трагической для Молдовы датой: 2 марта исполнилось 26 лет со дня начала вооруженного конфликта на Днестре. Все это время часть ее территории – Приднестровье – оккупирована российскими войсками. Сегодня ими оккупированы грузинские Абхазия с Южной Осетией и украинские Крым с Донбассом.

Но на сколько эффективным будет союз Украины, Молдовы и Грузии без остальных стран Восточного партнерства и возможно ли решить «общие вызовы» только на основе их «общей цели» – желанием стать членами Евросоюза?  

Ответ дает формат межпарламентской конференции. Ее организаторами выступили парламенты трех стран в партнерстве с Атлантическим советом (Atlantic Cоuncil) - американским неправительственным аналитическим центром в сфере международных отношений, а участие в форуме приняло свыше 150 человек – представители Европарламента, Конгресса США и парламентов ряда стран ЕС. В качестве приглашенных были заместитель генерального секретаря НАТО Александр Вершбоу, директор Евразийского центра Джон Хербст, исполнительный вице-директор Атлантического совета Деймон Уилсон и другие известные эксперты и политологи. Такой формат конференции вселяет надежду на то, что ее участники понимают, что проблема противодействия российской агрессии это не проблема каждой из этих трех стран или их союза – это проблема евроатлантическая, это проблема всех государств-участников ОБСЕ. 

Первое, что меня воодушевило в самом факте проведения данного форума – это перспектива смены политического дискурса в противодействии российской агрессии против Украины, Молдовы и Грузии в многосторонний формат. Это перспектива возврата от путинских «квазинорм» – «минских соглашений», «планов Козака-Саркози» – в систему международного права. А это значит, что будут востребованы, в первую очередь, правовые заключения о необходимости противодействия российской агрессии против Украины в рамках Будапештского меморандума о гарантиях безопасности в связи с ее присоединением к Договору о нераспространении ядерного оружия, подготовленные Институтом исследования российской агрессии и Институтом общества и права. Это весьма актуально именно сейчас на фоне российской политики «бряцания ядерным оружием».

Основу российской агрессии против ценностей Запада составляет «война юрисдикций». Сейчас необходимо провести ревизию всего того, что инициировалось и предлагалось гражданским обществом Восточного партнерства в рамках Стратегии «Восточное партнерство: информационное общество вместо войны». Речь идет о выполнении рекомендации резолюции ПАСЕ от 9 апреля 2014 года №1988(2014) «Последние события в Украине: угрозы для функционирования демократических институтов». В ней, указав на риск дестабилизации и ухудшения режима безопасности всего региона в случае дальнейшей российской военной агрессии против Украины, ПАСЕ рекомендует странам-гарантам по Будапештскому меморандуму и другим заинтересованным европейским государствам рассмотреть возможность заключения новых соглашений, гарантирующих независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины. Необходимо отметить, что на Хельсинкский Заключительный акт СБСЕ и Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия (Будапештский меморандум) от 5 декабря 1994 года ссылается и Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции от 27 марта 2014 года "Территориальная целостность Украины".

По инициативе гражданского общества Восточного партнерства в Совместную Декларацию по цифровой экономике стран ЕС и ВП включено предложение о присоединении стран-партнеров к Европейской декларации по электронному правительству (программа eUnion). Соглашение Украины с участниками eUnion отвечает рекомендации ПАСЕ. 11 июня исполнится три года, как ей предоставлены возможности смены переговорного формата с «минских соглашений» на Будапештский меморандум. Спросите почему?

Картинки по запросу ОБСЕ подписание

Российская агрессия против Украины, Молдовы и Грузии длится годами и противодействовать ей в условиях политики «безальтернативности МИНСКА» весьма проблематично – не действуют институты, поддерживающие многостороннее сотрудничество в укреплении международного права. А это значит, что информационная и кибер война со стороны России, не знающая границ, будет расширяться, подрывая ценности и принципы, на которых были основаны международные институты – ООН, ОБСЕ, НАТО и ЕС. На следующей межпарламентской конференции в Киеве должны быть приняты готовые решения с их реализаций со странами-гарантами по Будапештскому меморандуму во главе. Одним из предложений являются ХЕЛЬСИНКИ-2020.

ссылки по теме:

Андрей Парубий и Андрюс Кубилюс: Межпарламентская ассамблея Украины, Молдовы и Грузии и Европейский план для Украины

Межпарламентская Конференция «Грузия, Молдова и Украина: Восточное партнерство и современные вызовы безопасности» - региональный Мюнхен.

Украина, Грузия и Молдова будут обмениваться опытом реинтеграции территорий и противодействия РФ.

В Кишиневе 2 марта прошёл межпарламентский форум участием представителей Грузии, Украины и Молдовы, а также законодательных органов ряда западных стран. (Фото: Марианна Присяжнюк)

Первая межпарламентская конференция "Республика Молдова, Грузия и Украина: Восточное партнерство и современные вызовы безопасности" проводится по инициативе глав парламентов этих стран в партнерстве с Атлантическим Советом.

Главы парламентов Украины, Молдовы и Грузии подписали резолюцию о совместном противодействии российской агрессии и координации действий по ряду смежных проблем, включая реинтеграцию оккупированных территорий, вопросы безопасности и экономическое сотрудничество.

На 54-й Мюнхенской конференции по безопасности президент Украины Петр Порошенко призвал рассматривать военную российскую агрессию против своей страны, как часть полномасштабной мировой гибридной войны. «Это самое серьезное и циничное нападением на демократические ценности и международный порядок, основанный на правилах», - заявил украинский лидер.

После таких месседжей Украина обязана взять на себя ведущую роль в рядах «коллективного Запада» в противодействии российскому ревизионизму. В условиях «мировой гибридной войны» кто как не она в большей степени заинтересована в преодолении виктимизации и восстановлении своей территориальной целостности на принципах ОБСЕ?

Пятница, 16 февраля 2018 15:57

ПА ОБСЕ в Минске

Военные и «замороженные» конфликты на постсоветском пространстве, к сожалению, стали обыденностью. Они являются печальным итогом развивающихся с момента распада СССР процессов. Для их разрешения необходима оценка того «вклада», который сегодня вносится разными странами в их поддержание, в том числе, и Беларусью.

27 марта 2014 года официальный Минск в числе 10 стран проголосовал против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Территориальная целостность Украины», которая призвала мировое сообщество не признавать любое изменение статуса Автономной Республики Крыми города Севастополя на основе не имеющего законной силы референдума 16 марта 2014 года и воздержаться от любых действий или шагов, которые можно было бы истолковать как признание любого такого измененного статуса.

Страница 4 из 4